Коронавирус пришел в офисы: как арендаторы и арендодатели коммерческой недвижимости меняют свои бизнес-отношения и договариваются

Затянувшийся период самоизоляции и действия различных ограничений в Москве длится уже почти два месяца. В этот период полностью приостановили работу многочисленные кафе, рестораны, фитнес-центры и салоны красоты, занимающие значительную долю среди операторов торговой недвижимости. Офисы различных компаний и предприятий формально не закрыты, однако подавляющему большинству компаний пришлось перевести своих сотрудников на домашний режим: офисы пустуют, в то время как арендная плата продолжает начисляться. Аренда офиса в Москве становится невыгодной в текущих условиях и ряд компаний могут задуматься о пересмотре своих условий и потребности в квадратных метрах.

В этой ситуации арендаторы ищут пути и возможности для переговоров со своими арендодателями. Поле для деятельности, при этом, небольшое: если операторы торговой недвижимости могут ссылаться на прямые указы о запрете работы в период действия ограничений и требовать арендных каникул в связи с прямой невозможностью работать, то офисные арендаторы, обычные компании, чей бизнес косвенно пострадал от последствий пандемии, не могут рассчитывать на каникулы «по запросу». Нежелание арендодателей идти навстречу арендаторам часто обосновано не плохим знанием конъюнктуры или пониманием процессов, а тем, что льготы для арендодателей фактически отсутствуют в текущей ситуации: деятельность по сдаче недвижимости в аренду не попадает в категорию отраслей, которые получат какую-либо поддержку со стороны государства.

Для малого бизнеса, при этом, уже предусмотрен ряд поддерживающих мероприятий: Президент России акцентировал внимание в своем обращении на том, что данные меры должны приводиться в исполнение, а малый и средний бизнес должен своевременно получать информацию об их доступности. Поддержка малого бизнеса в связи с коронавирусом комплексная и заключается в различных налоговых послаблениях и отсрочках, а также в бесплатных кредитах на выплату зарплат сотрудникам. Конечно, для того чтобы получить льготы, необходимо предоставить подтверждающие потери документы, однако при должном подходе получение поддержки реально.

Оптимизация расходов на аренду офиса, при этом, устроена несколько сложнее. Если ваша компания задумалась о том, что расходы на офисную часть занимают слишком высокую долю в структуре (по правилам бизнеса она не должна превышать 15-20%), необходимо проактивно вступить в переговоры с арендодателем для того, чтобы совместно выработать план сотрудничества, а не противодействия. Если вы ощущаете себя в данных переговорах недостаточно уверенно и думаете о том, достаточно ли подкреплена ваша позиция, обратитесь за помощью к профессиональным консультантам: консалтинговые компании сегодня, понимая общие сложности бизнеса в России, оказывают первичную поддержку бизнесу бесплатно. Грамотный консультант изучит условия вашего договора и укажет на пункты, к которым необходимо апеллировать в переговорах с арендодателем, а также поможет компании проанализировать изменившиеся потребности – например, в меньшей площади или меньшем количестве рабочих мест. Такая поддержка может стать вовремя брошенным «спасательным кругом» для вашего бизнеса – и позволит трансформировать сложный процесс взаимодействия с арендодателем в комфортный путь к достижению компромисса.

Предыдущая Вернуться в раздел

Полезная информация

Портфолио сделок

Аренда офиса 6924 кв.м
Аренда офиса 6924 кв.м
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 1373,2 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 950 кв.м.
Аренда офиса 950 кв.м.
  • Клиент: ИВЦ Инсофт
  • Вятка
  • Площадь 9486.5 м2
Нармин Давудова

Заместитель директора