СМИ о нас

Торговая недвижимость в кризис: арендовать? Купить? Или продать?

В кризисном положении на рынке недвижимости не принято делать «резких движений». Коммерческая недвижимость в Москве демонстрирует падение с конца 2014 года. И это не может не пугать участников рынка, ведь пока ни один анализ рынка коммерческой недвижимости не может предсказать, когда рынок достигнет своего «дна» и начнет движение вверх.

В этот непростой период, однако, продолжают заключаться сделки с недвижимостью. Свою популярность, в частности, сохранили аренда торговой недвижимости и продажа торговых площадей. Покупатели и арендаторы отмечают: собственники коммерческих площадей стали более гибкими. К примеру, практически все они либо перешли на рублевые договоры аренды, комфортные для арендаторов, либо установили валютный коридор с максимальным значением курса доллара ниже официального, что довольно актуально для покупки помещений. Продажа торговой недвижимости по итогам I квартала 2015 года несущественно «просела», а аренда торговых площадей под магазин или иной вид деятельности сохранила свои позиции относительно аналогичного периода прошлого года. Это говорит о том, что участники рынка всячески стараются сохранить баланс, активно прибегая к компромиссам в ходе переговоров и заключая сделки, выгодные всем сторонам.

Продажа торгового центра целиком, однако, не стала популярным видом сделки в I квартале года. В конце 2014 г. была завершена довольно длительная сделка по покупке компанией Hines части торгового центра «Метрополис», однако эта сделка готовилась давно, еще до кризисных условий. Крупные инвестиции сегодня действительно откладываются: институциональные инвесторы заняли выжидательную позицию и надеются на скорую стабилизацию ситуации к концу 2015 года.

Несмотря на укрепление курса рубля, инвестиции в коммерческую недвижимость России не продемонстрировали существенного увеличения.

Таким образом, мы можем говорить о том, что, руководствуясь негативным опытом 2008-2009 г.г., рынок офисной и торговой недвижимости не стал повторять ошибки предыдущего кризиса. Стоит отметить, что собственники коммерческих площадей сегодня гораздо охотнее идут на уступки арендаторам (вплоть до отсрочки арендных платежей при негативной ситуации на рынке), готовы предоставлять дополнительные условия. Кроме того, арендаторы хоть и снизили активность, все же сохранили ее на минимальном уровне. Конечно, не все игроки сегодня решаются на развитие, однако крупные игроки, особенно в сегменте FMCG, продолжают открывать новые точки с целью сохранить за собой сегмент рынка и достойно вступить в посткризисный период.

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 1232,2 м2
Роман Щербак

Директор департамента

Продажа офиса 1437 кв.м.
Продажа офиса 1437 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора

Продажа 9000 кв.м.
Продажа 9000 кв.м.
  • Клиент: Оптовая турецкая компания по продаже текстильной продукции
  • Котляковская ул.
Нармин Давудова

Заместитель директора