Место работы и отдыха: хакерспейс, коворкинг и офисы будущего – компания Praedium

СМИ о нас

Место работы и отдыха: хакерспейс, коворкинг и офисы будущего

Зарождение коворкингов как движения прогрессивных молодых специалистов, которые хотели работать в кругу единомышленников, относится к началу 1990-х годов. Широкое распространение компьютерных технологий стимулировало развитие этого процесса. Прообразом коворкингов стали хакерспейсы – места, где собирались молодые ученые, программисты и геймеры.

Люди приходили туда обменяться опытом, обогатить багаж знаний, а иногда чтобы просто поработать в интернете и пообщаться с близкими по духу коллегами. Одним из первопроходцев среди хакерспейсов был C-base в Берлине, который открыт по сей день. Более 25 лет, с 1995 года, резиденты C-base популяризируют знания о программировании, «железе» и вычислительных сетях, поводят городские детские фестивали по робототехнике.

С чего все начиналось

«Коворкинг» как термин ввел в оборот Берни ДеКовен, исследователь развития социальных навыков, в 1999 году. Однако по факту коворкинги в существовали и раньше. Например, компания Regus, созданная в 1989 году в Брюсселе, построила мировую сеть центров со свободными рабочими места и предложила арендаторам использовать их совместно.

Десять лет спустя, в 1999 году, в Нью-Йорке начала свою работу студия 42 West 24, в 2002 году открылось «пространство для коммуникации предпринимателей» Schraubenfabrik в Вене, и тогда же — наполовину кофейня, наполовину коворкинг под названием LYNfabrikken в Дании. В столице Великобритании в 2005 году начал принимать посетителей первый сетевой проект The Hub.

Однако официально названное коворкингом пространство появилось в Сан-Франциско только в 2005 году. Программист Брэд Ньюберг арендовал на пару дней в неделю у феминистского общества помещение в здании Spiral Muse всего за $300 в месяц. Следуя договору, Брэду приходилось каждый день собирать коворкинг с нуля, а в конце дня полностью разбирать его. В пространстве программиста было всего восемь мест, а рабочий день завершался не позднее 17:45.

Кроме офисного стола и рутинной работы, резидентам предлагались перерывы на медитацию, ланчи и массаж, и даже совместные велотуры. Первым резидентом, по воспоминаниям Брэда, был атлет и начинающий разработчик Рэй Бакстер. Спустя год сообщество в Spiral Muse прекратило свое существование. Позже, в том же году, Брэд, вооружившись поддержкой коллег открыл свежее пространство. Оно получило название The Hat Factory. В этот раз предприимчивый Ньюберг арендовал целый этаж бизнес-центра, оборудовал рабочие места, переговорные, провёл интернет и предложил всем желающим пользоваться пространством за скромную плату.

Секрет популярности коворкингов

Предпосылок для появления подобного формата офисов было несколько. Немалую роль в этом сыграл период бурного роста цен на недвижимость, что привело к резкому скачку стоимости аренды. С другой стороны, процесс подталкивало растущее число молодых предпринимателей и стартаперов, которые обладали сравнительно небольшим начальным капиталом. Свою лепту внес и начавшийся массовый исход из классического офиса с развитием аутсорсинга и фриланса.

Знаковым событием в истории коворкингов стало открытие первого We Work в 2010 году. Бизнес идея Адама Неймана, в которую он смог убедить инвестировать медиамагната Мортимера Закермана, заключалась в том, чтобы арендовать с дисконтом один или два этажа офисного здания, затем разбивать его на небольшие зоны и сдавать в субаренду стартапам за фиксированную плату. На самом деле, резидентам Wework были не столько нужны рабочий стол и оргтехника, сколько наличие соседей, которые мыслят нестандартно, что создает креативную атмосферу и способствует синергии.

WeWork предложил своим резидентам гибкие условия: плавающие рабочие места, обособленные пространства для работы в команде, а также зоны неформального общения: мягкие зоны отдыха, общие кухни и кофе-поинты. Популярность формата превзошла все ожидания: к ноябрю 2014 года, по данным Forbes, у проекта насчитывалось 14 тысяч клиентов.

Кто выбирает коворкинги

Первоначально предпочтение коворкингам отдавали фрилансеры и стартаперы. В первую очередь, это было связано ограниченными финансовыми возможностями этой категории арендаторов. Коворкинги стали чуть ли не единственной возможностью для вольных работников и начинающих бизнесменов обзавестись полноценным офисом без серьезных затрат.

Была и вторая причина, которая сегодня выходит на первый план – это возможность общаться с единомышленниками, развивать полезные связи, взаимное творчество и создавать коллаборации.

«Для основных резидентов коворкингов первична не стоимость рабочего места, а платформа для потенциального бизнеса, возможность нетворкинга и эффективного взаимодействия с единомышленниками», - уверена Екатерина Ньюман, генеральный директор строительной компании Q1 Group.

Резидент коворкинга оказывается в окружении, которое разделяет его интересы, а соседи по офису легко могут впоследствии стать партнерами по бизнесу. Коворкинг может выступать и бизнес-инкубатором со своими инвесторами и наставниками. В этом формате нет жесткой офисной иерархии и игр в «я начальник», что позволяет не тратить энергию на корпоративные войны, а раскрывать специалистам свой потенциал и заниматься развитием.

Что такое качественный коворкинг

Главная задача коворкинга – разместить в одном пространстве разные бизнесы комфортно и создать единую питательную среду для роста. При этом постоянное общение арендаторов не должно негативно сказываться на целях и задачах бизнеса и превращать рабочее пространство в «кружок по интересам». «Для проектов коворкингов важна универсальность - пространство должно быть одинаково удобно для резидентов из разных бизнесов. Сегодня успешные коворкинги, как правило, состоят из зоны с мини-офисами и площадей с гибкими местами с хорошей акустикой и качественными инженерными системами – в помещении должно быть комфортно в любое время суток», - отмечает Екатерина Ньюман.

По мнению экспертов, субрынок коворкингов сегодня имеет все шансы модифицировать офисный рынок недвижимости в целом. «По факту, коворкинг сегодня – это не столько абонементная концепция с клубными картами, сколько возможность снять эффективный микроофис (смарт-офис) со всей инфраструктурой по разумной цене. Причем зачастую арендаторами таких смарт-офисов становятся компании, которые уже представлены в бизнес-центрах, и используют данную возможность как хорошее решение для быстрого и гибкого увеличения площадей. Поэтому наиболее интересной становится концепция сетевого коворкинга с широким locationcoverage, при котором, во-первых, стартаперы могут работать без привязки к конкретному адресу (заехать после встречи не в свой коворкинг, а в ближайший и наиболее удобный), а, во-вторых, формируется субрынок аренды микроофисов для сетевых офисных арендаторов», - считает Александр Устинов, директор по развитию компании Pro FM. В будущем этот тренд может привести к появлению коворкинг-агрегаторов, позволяющих найти коворкинг поблизости и с телефона забронировать место в нем за 15 минут до прибытия.

Будущее коворкингов

По оценкам экспертов, количество коворкингов в мире прирастает на 25–30% ежегодно. В российской столице сегмент стремительно развивается в том числе и качественно. Сегодня в московском регионе базируются более 150 коворкингов, которые отличаются по площади и формату.

Активно развитие получают проекты сетевых коворкингов. На российский рынок выходят международные игроки, такие как WeWork и Knotel. Конкуренция с мировыми сетями меняет представление российских арендаторов о формате в целом. Коворкинги перестают ассоциироваться только с небогатыми стартапами и фрилансерами. Среди резидентов «совместных офисов» можно встретить крупные российские корпорации, таких как «Ростелеком» и Теле2, которые отправляют в них свои команды для разработки новых продуктов или работы над новыми направлениями. В США подобная практика активно используется сверхуспешными корпорациями, такими как Amazon или Google.

«Для российского арендатора коворкинг уже относительно привычный формат, но ряд консервативных компаний все еще испытывают предубеждения к таким «творческим» офисам. Поэтому в Москве, в отличие от других мировых столиц, развитие получили и так называемые премиальные коворкинги. Они располагаются в элитных особняках в центре города и в башнях «Москва-Сити». Их ключевое отличие, помимо повышенных тарифов, в качестве отделочных и планировочных решений. Так, компания может арендовать коворкинг как элитный офис – небольшой блок для размещения сотрудников и проведения переговоров с клиентами, который будет закреплен за арендатором на срок до 11 месяцев, иметь дополнительную систему контроля доступа и даже свой обслуживающий персонал», - рассказывает Александр Ошурко, управляющий партнер компании Praedium.

Западные коворкинги развиваются в ином векторе и активно экспериментируют с новыми формами и содержанием. Молодые люди в США и странах Европы не склонны к быстрому определению своей будущей профессиональной жизни – они долго ищут свой путь и обучаются новому столько, скольно это возможно. Это подтолкнуло владельцев коворкингов к разработке новых форматов: тематических, детских, хипстерских и даже плавающих коворкингов.

Наряду с трансформациями, традиционный коворкинг все так же процветает. По данным Emergent Research, к 2022 году в коворкингах будет работать уже 5 миллионов человек. Коворкинги давно стали не просто маленькими офисами, а выросли во влиятельные сообщества, в которых можно получить все - от чашки кофе до билета в новую жизнь.

Источник: https://realty.vesti.ru/gorod/mesto-raboty-i-otdyha-hakerspeys-kovorking-i-ofisy-buduschego

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Продажа офиса 1437 кв.м.
Продажа офиса 1437 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1500 кв.м.
Аренда офиса 1500 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 779 кв.м.
Аренда офиса 779 кв.м.
Нелля Имаметдинова

Заместитель директора