СМИ о нас

Блиц-опрос: Коммерческие помещения в ЖК - доля вакантных площадей выше рынка

Нелля Имаметдинова, заместитель директора департамента офисной недвижимости Praedium

Коммерческие помещения в жилых комплексах – это довольно специфический сегмент рынка. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев такие помещения планируются и реализуются как часть инфраструктуры жилого комплекса, а это подразумевает особый набор арендаторов. Аптеки, супермаркеты, небольшие частные клиники и медицинские кабинеты, фитнес-центры и центры для детей – это основные категории арендаторов, которые интересуются помещениями такого формата. Они становятся частью инфраструктуры ЖК, и рассчитывать могут в основном на местный спрос, особенно если речь идет об удаленной от центра новостройке в спальном районе. И на этом достаточно узком рынке сегодня достаточно высокая вакансия, поскольку, действительно, в бизнес-центрах и торговых центрах арендаторам удается найти помещения дешевле.

Высокие ставки в сегменте объясняются тем, что большинство владельцев таких помещений – частные инвесторы. Неопытный инвестор часто не знает всех законов рынка и реального положения дел, и рассчитывает на быструю высокую прибыль. В текущих условиях получить ее, однако, довольно непросто, но частные инвесторы во многом пока живут «вчерашним днем», рассчитывая сдать свой блок по докризисной ставке.

Ставка на помещения свободного назначения (ПСН)  в ЖК также существенно зависит от локации объекта. Если говорить об отдаленных ЖК в новых микрорайонах, то она в принципе весьма выгодна для небольших инфраструктурных арендаторов. Однако если речь о ЖК бизнес-класса недалеко от центра Москвы, рядом с метро и транспортными развязками, то в таком помещении ставка аренды по-прежнему может находиться на докризисном уровне и номинироваться в долларах, ввиду высокого спроса. 

Насколько эффективна практика, когда девелопер сдает или продает коммерческие площади внутри своих ЖК преимущественно покупателям квартир в данном ЖК? Такие ситуации встречаются, но очень редко и преимущественно в объектах бизнес- или премиум-классов. Покупатели жилья делятся на две категории: инвесторы и конечные пользователи. Последних приобретение коммерческой площади в ЖК, где они купили квартиру, обычно не интересует. А вот инвестор, который приобрел этаж, нередко готов купить и ПСН  на первом этаже. Он уже готов заниматься арендным бизнесом, знает его специфику, способен качественно привлекать арендаторов. В эконом-классе ситуации, когда один покупатель приобретает и жилье для себя, и коммерческое помещение, крайне редки.

Основная задача девелопера – это построить объект и продать его. Поэтому в 90% случаев коммерческие помещения в ЖК тоже выставляются на продажу. Арендный бизнес – это не девелоперская деятельность, и крайне редко девелоперы прибегают к практике самостоятельной сдачи площадей. Это возникает в случаях, когда у владельца девелоперской структуры, к примеру, есть дополнительный собственный бизнес: собственная управляющая компания, которая и займется сдачей площадей в аренду, либо, к примеру, своя торговая сеть, которая займет площади на первом этаже ЖК. Но в основном все-таки коммерческие помещения в ЖК девелопер старается продать.  

Источник: http://comestate.ru/interview/blitsopros_kommercheskie_pomescheniya_v_jk__dolya_vakantnyh_ploschadey...rynka_chast_1


Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 980 кв.м.
Аренда офиса 980 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 394,3 кв.м.
Аренда офиса 394,3 кв.м.
Алёна Массальская

Консультант

Аренда офиса 872 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента