СМИ о нас

Мой DIY – моя крепость

Оптимизм и импортозамещение

Гендиректор строительного торгового дома «Петрович» Евгений Мовчан намерен сделать свою компанию одним из трёх крупнейших DIY-ритейлеров в столице. Такой оптимизм вызвали у него финансовые показатели прошлого года: рост выручки на 19% до 25 млрд рублей (без НДС). Планы на 2016-й год – ещё 20% в плюс и оборот свыше 30 миллиардов. «Петрович» собирается открывать в столице по 2–3 магазина в год, в основном на вылетных магистралях. Первым из них станет большой гипермаркет, объединённый со складом, с которого будут доставляться заказы по Москве и области. В ближайшие годы Мовчан намерен инвестировать в развитие порядка 8 млрд рублей, причём брать кредиты не собирается.

Кризис хоть и затронул рынок строительных материалов, но не так сильно, как другие отрасли. По словам директора по маркетингу компании «Каширский двор» Бориса Сидорова, в целом по рынку средний чек упал на 7–8%. Наблюдается снижение спроса на черновые материалы (примерно на 14%).

«Связано это с тем, что клиенты агентств недвижимости предпочитают приобретать квартиры с черновой отделкой. Застройщики закупают черновые материалы оптом по более привлекательным ценам, таким образом, разница в стоимости квартир с отделкой и без неё невелика. Товары для декора и чистовой отделки, наоборот, пользуются большой популярностью», – объясняет Сидоров. Также, по словам эксперта, сейчас наблюдается смещение спроса с черновых материалов в такие сегменты как «товары для дачи» и «декор и интерьер.

В «Леруа Мерлен» отмечают падение спроса в основном на те категории товаров, от покупки которых несложно отказаться. «Многие откладывают приобретения. У нас средний чек несколько снизился, но это связано, прежде всего, с нашей экспансией в регионы. Мы видим, что потребители отдают предпочтение менее дорогим товарам. В нашей компании явно наметился тренд, когда клиенты отказываются от брендов в пользу наших собственных торговых марок. Покупатели предпочитают товары с оптимальным соотношением цены и качества», – рассказывает директор по маркетинговым коммуникациям «Леруа Мерлен» Дмитрий Дмитриев.

Падение покупательского спроса и сокращение среднего чека привели к тому, что на российском рынке стройматериалов и материалов для дома существенно возросла доля отечественных товаров. «В торговом комплексе "Каширский двор" за последние 2 года количество таких товаров как плитка, камень, керамогранит российского производства возросло на 20%», – приводит пример Борис Сидоров.

Чтобы выдержать конкуренцию с российскими производителями, многие иностранные компании переводят производство своих товаров в Россию и страны СНГ, добавил представитель «Каширского двора». Это даёт им возможность оптимизировать затраты в среднем на 10–15%.

Тенденцию к импортозамещению в сегменте материалов для дома отметили и в «Леруа Мерлен». «Мы активно сотрудничаем с российскими производителями или с компаниями, имеющими производство в России. Это позволяет нам покупать товары с меньшим логистическим плечом», – говорит Дмитриев.

На фоне общего сокращения рынка вырос объём продаж у федеральных сетей и у онлайн-ритейлеров, продающих товары для дома и ремонта, указывает директор управления продуктовых линий «Дом и сад» компании «Юлмарт» Андрей Мелехов. Но в целом, как отмечают в «Леруа Мерлен», конкуренция по стоимости товаров очень высока, поэтому малоэффективные игроки уходят с рынка.

Выход в город

В первую очередь начинает сокращаться мелкий строительный ритейл площадью от 1,5 до 3 тыс. кв. метров, рассказывает управляющий партнёр компании «Знак» Елена Лебедева.

По её словам, наиболее успешными в кризис можно назвать гипермаркеты строительных товаров. «Судя по темпам развития DIY-сетей, планы по развитию они не то что не снизили, а и увеличили по отношению к 2015 году в полтора раза. Исходя из ситуации на рынке, падения покупательского спроса на услуги по отделке, население России всё больше стало самостоятельно заниматься отделкой своего жилья. По большей части сети DIY развиваются не как арендаторы, а как инвесторы проектов», – объясняет эксперт. Она добавляет, что некоторые сети начали развиваться как мини-рынки.

DIY-сети действительно не сворачивают свои планы по развитию. Например, компания «Леруа Мерлен» уже открыла восемь гипермаркетов и планирует до конца года открыть ещё девять.

«Все наши магазины мы стараемся открывать в формате 10 тыс. кв. метров. Но в будущем в небольших городах мы будем открывать магазины и меньшего формата», – рассказывает Дмитрий Дмитриев.

«Каширский двор» также ориентируется на крупные форматы. В сентябре открылась вторая очередь нового торгового комплекса. Объект находится на пересечении Каширского шоссе и Коломенского проезда рядом с торговым комплексом «Каширский двор» (1-я очередь). Совокупная площадь объекта – 85 600 «квадратов». В следующем году на пересечении МКАД и Варшавского шоссе планируется открытие ещё одного торгового комплекса «Каширский двор». Площадь этого объекта составит около 40 тыс. кв. метров.

Других заметных открытий в первом квартале 2016 года не было. Впрочем, сейчас активно развиваются и средние, и даже малые форматы площадью 700–900 кв. метров. В первую очередь это касается специализированных магазинов, в которых представлен широкий выбор товаров, отмечают в «Каширском дворе».

«Такие магазины предоставляют своим клиентам возможность найти оптимальный по цене и качеству товар. Именно этот критерий сейчас наиболее важен покупателю. Специализированные торговые комплексы предоставляют покупателям ещё более широкий выбор, объединяя на своей территории множество магазинов, специализирующихся на различных категориях товаров. В торговом комплексе клиент может сразу найти все необходимые материалы в одном месте, потому многоарендаторная форма торговли, по нашему мнению, будет чувствовать себя лучше других форматов», – считает Борис Сидоров.

Между онлайн и оффлайн

«Петрович» – далеко не единственная мультиканальная сеть в сегменте. Другие крупные ритейлеры также развивают онлайн-магазины и сервисы по предоставлению онлайн-услуг. По словам Андрея Мелехова, за последний год практически все DIY-ритейлеры стали активно развивать онлайн-направление, видя в этом потенциал для роста бизнеса, увеличения продаж, развития своей клиентской базы.

Например, «Леруа Мерлен» развивает собственные интернет-магазины. На данный момент покупка через интернет доступна в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Сеть также обновила мобильное приложение, которое позволяет быстро сделать заказ. А «Юлмарт» в ближайшее время планирует запустить онлайн-конфигуратор кухонь, сервис заказа образцов ламината и паркета.

«Доля интернет-продаж в сфере DIY растёт. На данный момент она составляет около 8%, – подтверждает Борис Сидоров. – Однако специфика нашей отрасли такова, что многие товары продавать только онлайн невозможно – покупателю нужно увидеть товар "вживую", на месте испытать его свойства. При этом организовать транспортировку многих DIY-товаров, таких как ванны, камины, образцы напольных покрытий, очень сложно, поэтому услуга "примерки на дому", типичная для магазинов одежды и аксессуаров, для DIY-отрасли не подходит». Зато в том же «Каширском дворе» увеличивается количество шоу-румов.

Ваши ставки

Что касается ставок аренды в DIY-сегменте, то их можно назвать одними из самых низких на рынке, отмечает управляющий партнёр компании Praedium Александр Ошурко. Это связано, прежде всего, с тем, что DIY-ритейлеры занимают большой объём площадей.

По данным Praedium, средние ставки для DIY-ритейлеров в ТЦ составляют не более 5–6 тыс. рублей за квадратный метр в год, а уплачиваемый процент с оборота – 4–6% (если такая схема предусмотрена в ТЦ).

«Нельзя сказать, что DIY-ритейлеры входят в обязательный пул ритейлеров в ТЦ, но размещают их охотно. Специализированные ТЦ наиболее охотно привлекают DIY-арендаторов, а также ТЦ окружного и регионального масштаба, такие как "Авиапарк", который вместил в себя и DIY-ритейлеров, и мебельные салоны, и "Мега", для которой DIY-якорями выступают OBI и IKEA. Как правило, по популярности и покупательскому потоку такие ритейлеры сопоставимы со спортивными мультибрендовыми магазинами», – говорит Ошурко.

Он добавил, что DIY-ритейлерам предоставляются сейчас одни из наиболее выгодных арендных условий: это, в частности, возможность уплаты процента с оборота в качестве арендной ставки. Также собственники ТЦ идут навстречу операторам, если они хотят расшириться. C наступлением кризиса DIY-ритейлерам одним из первых удалось договориться с собственниками о новых арендных условиях.

Елена Лебедева добавляет, что сейчас DIY- ритейлеры могут рассчитывать на ставки 6% от товарооборота + оплата коммунальных платежей с полным возмещением затрат на ремонт.

Текст: Вера Козубова

Источник: http://mallgroup.ru/stati/moj_diy_moya_krepost/

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 872 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 394,3 кв.м.
Аренда офиса 394,3 кв.м.
Алёна Массальская

Консультант

Аренда офиса 6924 кв.м
Аренда офиса 6924 кв.м
Роман Щербак

Директор департамента