СМИ о нас

За стеклом

Российские ритейлеры начали переходить на онлайн-кассы. У крупных сетевых игроков проблем при переходе на новую технику возникнуть не должно, а вот у малого бизнеса – могут, и серьёзные. Арендодатели же рассчитывают теперь получать более достоверные данные об оборотах своих арендаторов.

Активная фаза перехода на новый вид контрольно-кассовой техники (ККТ) уже началась. Новая ККТ с 1 февраля отправляет электронные версии чеков в Федеральную налоговую службу (ФНС) через операторов фискальных данных.

Однако кассовые аппараты старого образца пока не оказались вне закона. Работать с ними можно будет до 1 июля 2017 года (индивидуальным предпринимателям с патентной системой налогообложения – до 1 июля 2018 года), но зарегистрировать кассовый аппарат старого образца с 1 февраля уже нельзя, теперь возможна лишь регистрация онлайн-касс.

О необходимости оснащения своих торговых точек новыми онлайн-кассами ритейлеры были предупреждены ещё летом прошлого года. Все крупные сетевые ритейлеры, опрошенные журналом «Молл», подтвердили свою готовность к переходу на онлайн-кассы.

«Мы начали регистрацию новой контрольно-кассовой техники в декабре 2016 года. К 1 июля 2017 года все торговые точки компании будут переведены на онлайн-кассы», – рассказали в сети «Магнит».

Готовность к переходу на онлайн-кассы подтвердили и в «Глобус Гурмэ». Директор по ИТ сети Андрей Щекалев не ожидает каких-либо проблем при переходе на новую ККТ. «В России уже есть опробованный положительный опыт внедрения информационных систем в масштабе страны, поэтому я рассчитываю на успешный запуск», – сказал Щекалев.

Компания «М.Видео» принимала участие в пилотном проекте ФНС по применению онлайн-касс. «Рисков для качества сервиса мы не видим. Кроме того, после внедрения онлайн-касс покупатель будет надёжнее защищён от действий недобросовестных продавцов, так как получит возможность проверки чека в реальном времени», – отметили представители компании.

В сети «Адамас» предполагают, что для покупателей расчёты также станут более прозрачными. Например, клиенты магазина при желании смогут получать на свой мобильный телефон или e-mail электронную копию чека.

«Обувь России» также начала подготовку к онлайн-кассам в прошлом году. Представитель компании Наталья Паули отмечает отсутствие опыта эксплуатации нового контрольно-кассового оборудования. «Никто не знает, как оно будет себя вести, какие есть особенности. Кроме того, не все регионы нашей страны, особенно отдалённые, а также небольшие населённые пункты обеспечены качественными каналами связи. Понятно, что любой сбой в работе ККТ – это фактически остановка работы торговой точки, что приносит убытки. Первый год использования новых кассовых аппаратов позволит выявить все слабые места», – говорит Паули.

Активно ведут переход на онлайн-кассы и в «Cвязном». Ритейлер уже установил около 200 аппаратов нового образца в разных городах России.

Генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники «Позитроника» Сергей Крбашьян считает, что для крупного и среднего бизнеса переход на онлайн-кассы не станет проблемой. Малому бизнесу будет сложнее. «Им выживать сложнее, и какие-либо схемы обязательно будут, пока в обороте есть наличные деньги», – говорит Крбашьян.

Дорого и долго

Производители кассовых аппаратов и компании, занимающиеся их обслуживанием, не так оптимистичны. «Даже в таком городе, как Москва, переход на новые онлайн-кассы вызовет колоссальную нагрузку как на сам бизнес, так и на сотрудников поддержки (центров технического обслуживания). Есть большой дефицит онлайн-касс и фискальных накопителей. Цены меняются почти каждую неделю, причём в большую сторону, а в наличии практически ничего нет. Предстоит огромная работа по переходу на онлайн-кассы», – предупреждает технический директор «Аркус-Ц» Алексей Дронов (компания занимается продажей, ремонтом и техобслуживанием кассовых аппаратов).

Он считает, что переход на онлайн-кассы станет настоящим ударом для малого бизнеса. «Малый бизнес, который до этого пользовался автономными кассами, теперь должен приобретать онлайн-кассы, которые зачастую имеют платное программное обеспечение. Также им необходимо обеспечить торговое место выходом в интернет и настроить работу новой кассы, что весьма затруднительно без помощи специалистов. Уже сейчас многие предприниматели закрывают свою деятельность», – рассказывает Дронов.

По оценке замгендиректора «МаксиПост» (занимается курьерской доставкой для e-commerce) Алексея Прыгина, затраты на замену одного кассового аппарата составляют порядка 10 тысяч рублей. «Например, у нас порядка 300 таких аппаратов, и их замена обойдется нам в 3 миллиона рублей», – сказал Прыгин.

Директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Егор Остапенко опасается задержек при расчёте покупателей в первое время. «При тестировании пилотного проекта задержка в передаче данных составляла 1,5 секунды, поэтому в первое время вероятны задержи при расчёте покупателей. Также не до конца решён вопрос безопасности: кто будет ответственен и какие меры будут приняты, если пострадает безопасность аппаратов, если данные будут передаваться не по назначению, возникнет вероятность мошенничества», – считает Остапенко.

Он также предупреждает, что у некоторых операторов могут возникать проблемы с конфиденциальностью передачи данных. Это связано с тем, что отсутствует единый оператор, который несёт ответственность за любые проблемы с передачей данных.

«Ритейлеры должны будут выполнять требования законодательства, поэтому перейдут они в срок, другой вопрос в том, будет ли эта система работать так, как задумано. По практике с ЕГАИС, уйдёт не меньше года на отладку», – говорит руководитель отдела исследований консалтинговой компании Cushman & Wakefield Денис Соколов.

Единственная польза в переходе на онлайн-кассы, по его мнению, заключается в организации оперативного доступа к обезличенным данным. «Тогда, например, можно было бы с уверенностью говорить о том, как влияет на торговлю реконструкция улиц, какой эффект оказывает развитие инфраструктуры, видеть как развивается город и эволюционирует потребительское поведение. Это позволило бы принимать гораздо более эффективные градостроительные решения и разрабатывать социальные программы», – рассуждает Соколов.

Выручка в режиме онлайн

Ритейлеры не будут обязаны открывать свои доходы собственникам помещений после перехода на онлайн-кассы, говорит Егор Остапенко. Исключением может стать ситуация, когда арендная плата рассчитывается как процент с оборота, но по такой схеме собственники помещений работают только с крупными максимально прозрачными игроками, понимая свои риски.

Крупные сети, в свою очередь, рассказали журналу «Молл», что уже давно предоставляют свои данные о выручке арендодателям.

«На тех объектах, где арендная плата несоизмеримо высока по сравнению с выручкой, мы уже предоставляем такие данные, используя их в переговорах с арендодателями», – рассказал директор департамента развития бизнеса компании «Адамас» Дмитрий Досько.

Свою готовность делиться выручкой с арендодателями подтвердили и в «Глобус Гурмэ». «Нам никто не запрещает делиться данными о выручке со всеми заинтересованными лицами. Более того, мы так и делаем в большинстве случаев, так как рассматриваем арендодателей в качестве стратегических партнёров», – утверждает Андрей Щекалев.

Делиться данными о выручке готовы и в «Позитронике». «В отдельных случаях мы делаем это уже сейчас», – говорит Крбашьян.

Собственники торговых помещений также были бы не против получать данные арендаторов. Так, по словам директора по маркетингу Malltech Кирилла Степанова, это помогло бы собственникам видеть потенциальные угрозы в деятельности арендатора и, соответственно, оперативно принимать меры по их минимизации. «Эта информация также помогает с высокой степенью точности прогнозировать оборот арендаторов и, кроме того, анализировать трафик и управлять им в интересах операторов. Такие показатели, как товарооборот, комплексность чека и конверсия также учитываются нами при разработке маркетинговой политики ТРЦ. В целом же данные о выручке арендаторов позволят составить более полный портрет посетителя торгово-развлекательного центра», – говорит Степанов.

Получать данные о выручке арендаторов было бы интересно и в «ТПС Недвижимость». «На данный момент по каждому нашему ТРЦ мы получаем данные от арендаторов в виде отчётов по товарообороту. При этом сама форма отчёта является приложением к нашему договору с арендатором. Без неё договор просто не заключается. В целом есть несколько моделей взаимоотношений между арендатором и арендодателем. Самая правильная из них – это расчёт платежа исходя из прогнозируемого товарооборота и приемлемой для арендатора арендной нагрузки», – рассказали журналу «Молл» представители компании.

Исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко добавляет, что программа по контролю продаж уже используется многими российскими торговыми центрами, в частности в Москве и в Санкт-Петербурге. Арендаторы знакомы с подобной услугой и давно ею пользуются. «В кризис такая услуга позволила многим арендодателям сохранить арендаторов, когда была введена арендная ставка в проценте от товарооборота. Соответственно, для многих ритейлеров такая инициатива со стороны государства не будет чем-то новым», – говорит Постоленко.

Впрочем, проблемы всё же будут. «К примеру, есть небольшой магазин или сеть небольших магазинов. Часть их доходов чёрная, часть – белая. С внедрением онлайн-касс им придется “открыться” и, соответственно, налоговое бремя увеличится. При такой ситуации магазины могут инициировать переговоры о снижении арендной ставки либо просто поднимут цены для покупателей», – считает Егор Остапенко.

Источник: http://mallgroup.ru/stati/za_steklom/

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 394,3 кв.м.
Аренда офиса 394,3 кв.м.
Алёна Массальская

Консультант

Аренда офиса 1574 кв.м
Аренда офиса 1574 кв.м
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 872 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента