СМИ о нас

Регионы попали в сеть: что творится с ритейлом в России

Портал "Арендатор.ру" попытался разобраться, что сейчас происходит в российском ритейле и чего ждать таким компаниям от второй половины 2017 года.

Ритейл встает с колен

Рынок ритейла в России, похоже, начинает оживать после долгого падения. Во втором квартале 2017 года оборот розничной торговли впервые за 27 месяцев вырос на 1,2% по сравнению с прошлогодними показателями.

Индекс потребительской уверенности, отражающий мнения граждан об общем состоянии экономики, ожидаемых изменениях личного материального положения и условиях для совершения крупных покупок, растет уже шесть кварталов подряд: во втором квартале 2017 года он повысился на 1 п.п., до -14%, привела данные Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

При этом покупатели перешли к сберегательной стратегии, которая основана на экономном потреблении и ориентации преимущественно на товары и услуги первой необходимости. "Основной спрос населения приходится на доступные с точки зрения цены товары, но потребитель при этом не готов терять в качестве — он становится более избирательным, что, в свою очередь, способствует "борьбе за потребителя". Покупки становятся более осознанными, нежели импульсными, поэтому выиграет тот, кто сделает наилучшее предложение по цене и качеству своего товара или услуги, при этом используя более широкий пул каналов коммуникации и продаж", — рассуждает коммерческий директор ADG Group Анна Образцова.

Крупные ритейлеры, прежде всего продуктовые, продолжают активно расширять свои сети. В первой половине 2017 года X5 Retail Group, управляющая брендами "Пятерочка", "Карусель" и "Перекресток", открыла свыше 1,3 тыс. магазинов по всей России, "Магнит" — 785 торговых точек, "Лента" — 15 (4 гипермаркета и 11 супермаркетов), "Дикси" — 19.

В целом за год "Магнит" планирует открыть около 2,7 тыс. новых магазинов, X5 — чуть более 2 тыс. магазинов, при этом более 90% новых точек будут работать под брендом "Пятерочка", который генерирует свыше 75% всей розничной выручки группы. Планы остальных ритейлеров куда менее масштабные.

Впрочем, за прошедшие полгода игроки рынка понесли и серьезные потери. Так, компании X5 за полгода пришлось закрыть 100 магазинов, "Дикси" — 104. Некоторые региональные сети, например "Виват", "Норман" и "Звездный", решили и вовсе прекратить работу.

Финансовое состояние ведущих игроков отечественного ритейла (Х5, "Магнит", "Ашан", "Лента") можно признать нормальным, сообщила Ассоциация компаний розничной торговли. Отсутствие проблем с привлечением дополнительных заемных средств у сетей "Магнит", X5 Retail Group, "Ашана", "Дикси", "Ленты", Metro и "О'Кей" позволяет судить о том, что они успешно смогут реализовать эффективные стратегии собственного развития (запуск собственных торговых марок, внедрение инноваций, интеграция инвестиций в производство товаров и прочие), добавили в организации.

Специалист отдела аренды департамента коммерческой недвижимости "НДВ-Недвижимость" Константин Ким отметил, что с точки зрения привлечения финансирования на развитие ритейла работа с банками все же остается наиболее популярной схемой. "Около 50% компаний используют банковское кредитование. На вариант с привлечением инвесторов приходится около 24%. Следом идет факторинг, около 11%, столько же компаний развиваются на собственные средства (11%). Кроме того, присутствует выход компании на IPO и эмиссия ценных бумаг — по 2% соответственно", — рассказал эксперт.

"Федеральные сети продолжают планомерно уничтожать региональных игроков"

В этом году конкуренция между местными и федеральными ритейлерами особенно высока — крупные сети пытаются занять место региональных компаний. И если локальные игроки не соперничают друг с другом, а сосуществуют, разделив долю рынка, то крупные сети проводят агрессивную экспансию, продолжая поглощать небольшие сети. "Местным сетям очень сложно конкурировать с лидерами рынка из-за отсутствия таких значительных финансовых ресурсов для развития сети", — заявил Магомед Ахкуев, аналитик отдела исследований рынка CBRE.

Уровень конкуренции сильно различается в зависимости от региона. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах сильнее представлены крупные сети, в то время как в восточной части России и на Урале более развитыми являются местные ритейлеры, уточнила Оксана Копылова.

Период взрывного открытия новых магазинов закончился, федеральные сети пришли уже во многие небольшие города и населенные пункты, пояснил генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники "Позитроника" Сергей Крбашьян. "Конечно, до сих пор идут локальные ценовые войны и перераспределение объемов продаж, но в целом ситуация стабилизировалась. Стоит отметить, что федеральные сети продолжают планомерно уничтожать региональных игроков и за полтора года ситуация не изменилась", — добавил он.

У региональных игроков, действительно, сложные времена — из-за завышенных условий работать напрямую с производителями все труднее. Также существенно снизилась рентабельность бизнеса, поэтому нужно искать способы уменьшения издержек и увеличения рентабельности.

Многие предприниматели оказываются перед нелегким выбором: выйти из бизнеса, объединиться с оставшимися региональными конкурентами в борьбе против федеральной розницы или открывать франчайзинговые торговые точки под сильным брендом, позволяющим экономить на сопровождении бизнеса и получении лучших условий от поставщиков и вендоров и имеющим возможность транслировать современные технологии продаж.

Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium, напомнил, что особенно непросто сейчас малому бизнесу: пока он сохраняет позиции в сегменте магазинов шаговой доступности, однако по мере появления у сетей новых форматов и поглощения крупными игроками мелких сетевых игроков конкурировать становится все сложнее.

С этим согласен и руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК "Инград" Юрий Тараненко. По его словам, в крупных городах, где начались борьба с самостроем и упорядочивание хаотичной торговой застройки, данная тенденция выражена ярче. К примеру, в большинстве проектов современных жилых комплексов помещения на первых этажах изначально проектируются под магазины небольшого формата крупной торговой сети с учетом всех необходимых требований: высота потоков, зона разгрузки и прочее.

"Таким образом, застройщик закладывает 300−600 кв. м, которые редко арендуют индивидуальные предприниматели или несетевые игроки. И с течением времени есть все предпосылки, что такая тенденция все больше будет распространяться в регионах, а крупные сети, способные обеспечить высокий покупательский трафик и стабильные арендные выплаты, постепенно вытеснят представителей малого и среднего бизнеса", — поделился мнением специалист.

Игроки рынка предупреждают: быстрое расширение в рамках одного региона чревато для сетей "каннибализацией", когда магазины сети начинают конкурировать сами между собой. Резкое расширение ритейлеров не только приводит к инфраструктурным ограничениям, но и сказывается на структуре региональной экономики.

Так, за последние 15 лет в Екатеринбурге произошла деиндустриализация — сокращение доли производственного сектора за счет роста торговли. Следствием этого процесса явилось падение доходов населения, напомнили в АКОРТ.

Аппетит крупных ритейлеров растет

В оставшиеся пять месяцев 2017 года аналитики не ждут каких-то серьезных потрясений на отечественном рынке торговой недвижимости. Скорее всего, тенденция по оптимизации в отрасли будет сохранятся, грядет укрупнение сетей за счет поглощений, а также закрытие малорентабельных магазинов.

Случаи банкротства если и будут, то среди мелких региональных игроков. Развитие ритейлеров, вероятнее всего, пойдет по пути увеличения форматов присутствия, прогнозируют специалисты.

Крупные сети начнут пробовать себя в мелком ритейле, в связи с чем ожидается (и уже наблюдается) высокий уровень спроса на помещения площадью 150−300 кв. м. Небольшие сети будут активно поглощаться крупными игроками (что уже заметно, к примеру, в сегменте дрогери), полагает Егор Остапенко.

Во второй половине года приоритеты открытия магазинов ведущими ритейлерами останутся прежними, если учесть, что руководство таких компаний в своей деятельности придерживаются прежних эффективных стратегий: Х5 не собирается останавливать агрессивное продвижение в регионы, а вот "Магнит" решил сделать акцент на рентабельности бизнеса и качестве обслуживания, придавая большее значение эффективности торговых точек, а не их количеству.

Источник: http://www.arendator.ru/articles/155823-regiony_popali_v_set_chto_tvoritsya_s_ritejlom_v_rossii/

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 2456 кв.м.
Аренда офиса 2456 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 950 кв.м.
Аренда офиса 950 кв.м.
  • Клиент: ИВЦ Инсофт
  • Вятка
  • Площадь 9486.5 м2
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1373,2 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента