СМИ о нас

Коворкинги: на время или навсегда?

Появившийся на рынке относительно недавно, формат коворкингов быстро завоевал симпатии как арендаторов, так и владельцев недвижимости. Их популярность хорошо объяснима нынешним стремлением бизнеса максимально снизить расходы на аренду. Но что ждет коворкинги в будущем? О состоянии этого сегмента и возможном развитии событий в будущем мы попросили рассказать экспертов рынка.

Расходы снижаются, предложение растет

Когда наступают экономически сложные времена, бизнес старается максимально снизить затраты, в том числе и на аренду. «Многим компаниям, и в первую очередь – представителям малого бизнеса, гораздо удобнее пользоваться коворкинг-центрами для встреч с клиентами и занятости сотрудников. К тому же, сейчас много фрилансеров, дома им работать, вести переговоры не всегда удобно, совсем другое дело – коворкинги, где за приемлемые деньги можно арендовать комфортабельное место», – отмечает также Ирина Могилатова, генеральный директор агентства TWEED.

Развитие формата связано также и с общемировой тенденцией, которая достаточно ярко проявляет себя и в Москве: увеличением количества удаленных работников и самозанятых граждан. В результате прирост столичного рынка коворкинга оценивается экспертами в 20-30% только за последний год. «Вышел ряд крупных проектов, появились новые сети, заявили о планах по открытию собственных коворкингов ряд компаний, – поясняет эти данные Александр Ошурко, управляющий партнер компании Praedium. – Среди них, в частности, сеть Becar Asset Management Group, открытие новых площадок сети Workki. Не остается в стороне и оператор Regus, который предлагает не только коворкинги в их современном понимании, но и мини-офисы для компаний. В частности, компания открыла офисы в нескольких бизнес-центрах Москвы класса А и В+, и планирует открытие еще одной площадки до конца года».

Недорого, но шумно

Не только размер арендной ставки, но и гибкий формат оплаты – неоспоримые достоинства формата. Арендаторы могут выбрать, сколько они хотели бы пользоваться рабочим местом: месяц, неделю, сутки или даже несколько часов. И даже при минимальной занятости они получают полный пакет услуг: наличие офисной оргтехники, высокоскоростного интернета, уборки и обслуживания помещения, возможности пользоваться переговорными комнатами и т.д.

«Если говорить о сетевых коворкингах, то арендатор в данном случае даже не привязан к конкретной площадке: приобретая абонемент сети, он в ряде случаев может арендовать место в разных коворкингах сети по всему городу», – отмечает Александр Ошурко. Помимо этого, немаловажна и возможность создания в рамках них новых профессиональных сообществ и бизнес-инкубаторов, ведь там нередко организуются конференции, лекции, проводятся воркшопы и мастер-классы.

Что же касается недостатков, то их обычно называется не так уж много. «Минусы в основном относятся к начинающим или неправильно спроектированным проектам, там их может быть масса - шум, отсутствие нужных резидентам сервисов, плохо подобранные соседи, мешающие друг другу, но это не проблема коворкингов как таковых», – считает Эвелина Ишметова, директор по консалтингу и развитию инвестиционной компании KEY CAPITAL.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что открытые пространства далеко не всегда комфортны и удобны для сотрудников: шум может мешать сосредоточиться, а единое пространство не подразумевает возможность свободного хранения личных вещей. К тому же в собственном офисе (или в офисе, арендуемом на длительный срок) у собственника могут быть свои сервера, что обеспечивает большую безопасность информации – в случае же коворкинга работа ведется через общественную wi-fi сеть.

Многообразие выбора

Для комфортной работы грамотное зонирование офисного пространства, интересное дизайнерское решение, представительные интерьеры – необходимость. Все это и делает, в конечном счете, проект востребованным. «Такие коворкинги могут составить конкуренцию офисам, которые сдаются покомнатно небольшому бизнесу. Работать в коворкингах – удобнее и презентабельнее, чем работать в устаревших офисах, где интерьеры потеряли актуальность. Думаю, со временем формат будет только расширяться, замещая традиционную офисную аренду», – считает Ирина Могилатова.

Арендаторам также может быть вполне интересно и предложение не только в бизнес-центрах, но и в жилых зданиях – как, к примеру, в ЖК «I’M» на Шлюзовой набережной. Все вопросы можно довольно быстро решить, фактически не выходя из дома. «Комплексы с коворкингами – положительный тренд даже с точки зрения общения и добрососедских отношений, – уверена Ирина Могилатова. – Ведь раньше у нас была дворовая культура – люди сидели вместе за столами, общались, развлекались. Коворкинг создаст основу для добрососедских отношений, знакомств, общения».

Сейчас в Москве можно найти самые разные виды коворкингов: арендаторам могут предлагаться как традиционные офисные места, так и узкоспециальные площадки. Большой популярностью формат пользуется, в частности, у IT-специалистов. Существуют и премиальные коворкинги, в которые не стыдно пригласить даже самых преуспевающих клиентов, стоимость аренды в них сравнима с помесячной стоимостью в офисах класса А. Есть даже государственные коворкинги для мам, где детей можно оставить под присмотром воспитателя. «В целом главное для коворкинга – правильное построение бизнес-модели на начальном этапе, верный выбор локации с хорошей транспортной доступностью и правильное позиционирование среди своей аудитории, – отмечает Александр Ошурко. – Также важна низкоконкурентная среда в окружении».

Непростые задачи

Несмотря на популярность, прибыльность данного формата – вовсе не «условие по умолчанию». «Коворкинг по сути своей – это сервисный бизнес, что означает с одной стороны высокую долю операционных затрат, с другой – большие возможности роста за счет снижения затрат и увеличения заработка на дополнительных услугах, – отмечает Эвелина Ишметова. – В базовой модели коворкинг приносит выручку, сравнимую с арендной ставкой в той же локации и является убыточным из-за наличия дополнительных затрат на обслуживание резидентов».

Описанная экономика проекта присуща, по словам эксперта, непрофессиональным проектам, которые развиваются в последние годы в России. В среднем модель позволяет получать выручку в размере 1,5-2 к ставке аренды, а на высоком уровне развития сети вкупе с сильным брендом – до 3-х. Впрочем, такой выручкой могут похвастаться пока что только ведущие зарубежные игроки. «Мы видим пути оптимизации через новые модели управления и внедрения новых технологий для коворкингов и гибридных пространств, – продолжает Эвелина Ишметова. – Потенциал роста доходности в этом сегменте сейчас довольно большой, есть куда расти и существующим и новым игрокам».

Вместе с этим компании не останавливаются на возможностях коворкинга, и пытаются внедрять новые форматы. Так, в сентябре этого года Knight Frank PM объявила о запуске проекта FORUM, работающего по системе «все включено» на базе бизнес-центра «Глобал Сити». Арендаторам предлагаются мини-офисы площадью от 15 до 60 кв. м, с полной инфраструктурой и готовыми рабочими местами. Таким образом, в проекте стали объединены достоинства коворкингов и привычный формат офиса.

О том, что этот сегмент будет претерпевать изменения, говорит и Александр Ошурко. «Практика показывает, что фазы наиболее активного развития рынка коворкингов приходятся на кризисный период рынка коммерческой недвижимости. Соответственно, их в полной мере можно назвать кризисным явлением. Когда рынок офисов пойдет вверх, собственники ныне пустующих офисных площадей вернутся к классической, более доходной офисной аренде, а коворкинги, открытые в невостребованных помещениях, переформатируются», – считает эксперт. По его мнению, в результате этого процесса в Москве останутся только наиболее востребованные площадки.

Источник: http://comestate.ru/articles/kovorkingi_na_vremya_ili_navsegda

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 1232,2 м2
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 1574 кв.м
Аренда офиса 1574 кв.м
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 980 кв.м.
Аренда офиса 980 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента