СМИ о нас

Регионы попали в сеть: что творится с ритейлом в России

Портал "Арендатор.ру" попытался разобраться, что сейчас происходит в российском ритейле и чего ждать таким компаниям от второй половины 2017 года.

Ритейл встает с колен

Рынок ритейла в России, похоже, начинает оживать после долгого падения. Во втором квартале 2017 года оборот розничной торговли впервые за 27 месяцев вырос на 1,2% по сравнению с прошлогодними показателями.

Индекс потребительской уверенности, отражающий мнения граждан об общем состоянии экономики, ожидаемых изменениях личного материального положения и условиях для совершения крупных покупок, растет уже шесть кварталов подряд: во втором квартале 2017 года он повысился на 1 п.п., до -14%, привела данные Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL.

При этом покупатели перешли к сберегательной стратегии, которая основана на экономном потреблении и ориентации преимущественно на товары и услуги первой необходимости. "Основной спрос населения приходится на доступные с точки зрения цены товары, но потребитель при этом не готов терять в качестве — он становится более избирательным, что, в свою очередь, способствует "борьбе за потребителя". Покупки становятся более осознанными, нежели импульсными, поэтому выиграет тот, кто сделает наилучшее предложение по цене и качеству своего товара или услуги, при этом используя более широкий пул каналов коммуникации и продаж", — рассуждает коммерческий директор ADG Group Анна Образцова.

Крупные ритейлеры, прежде всего продуктовые, продолжают активно расширять свои сети. В первой половине 2017 года X5 Retail Group, управляющая брендами "Пятерочка", "Карусель" и "Перекресток", открыла свыше 1,3 тыс. магазинов по всей России, "Магнит" — 785 торговых точек, "Лента" — 15 (4 гипермаркета и 11 супермаркетов), "Дикси" — 19.

В целом за год "Магнит" планирует открыть около 2,7 тыс. новых магазинов, X5 — чуть более 2 тыс. магазинов, при этом более 90% новых точек будут работать под брендом "Пятерочка", который генерирует свыше 75% всей розничной выручки группы. Планы остальных ритейлеров куда менее масштабные.

Впрочем, за прошедшие полгода игроки рынка понесли и серьезные потери. Так, компании X5 за полгода пришлось закрыть 100 магазинов, "Дикси" — 104. Некоторые региональные сети, например "Виват", "Норман" и "Звездный", решили и вовсе прекратить работу.

Финансовое состояние ведущих игроков отечественного ритейла (Х5, "Магнит", "Ашан", "Лента") можно признать нормальным, сообщила Ассоциация компаний розничной торговли. Отсутствие проблем с привлечением дополнительных заемных средств у сетей "Магнит", X5 Retail Group, "Ашана", "Дикси", "Ленты", Metro и "О'Кей" позволяет судить о том, что они успешно смогут реализовать эффективные стратегии собственного развития (запуск собственных торговых марок, внедрение инноваций, интеграция инвестиций в производство товаров и прочие), добавили в организации.

Специалист отдела аренды департамента коммерческой недвижимости "НДВ-Недвижимость" Константин Ким отметил, что с точки зрения привлечения финансирования на развитие ритейла работа с банками все же остается наиболее популярной схемой. "Около 50% компаний используют банковское кредитование. На вариант с привлечением инвесторов приходится около 24%. Следом идет факторинг, около 11%, столько же компаний развиваются на собственные средства (11%). Кроме того, присутствует выход компании на IPO и эмиссия ценных бумаг — по 2% соответственно", — рассказал эксперт.

"Федеральные сети продолжают планомерно уничтожать региональных игроков"

В этом году конкуренция между местными и федеральными ритейлерами особенно высока — крупные сети пытаются занять место региональных компаний. И если локальные игроки не соперничают друг с другом, а сосуществуют, разделив долю рынка, то крупные сети проводят агрессивную экспансию, продолжая поглощать небольшие сети. "Местным сетям очень сложно конкурировать с лидерами рынка из-за отсутствия таких значительных финансовых ресурсов для развития сети", — заявил Магомед Ахкуев, аналитик отдела исследований рынка CBRE.

Уровень конкуренции сильно различается в зависимости от региона. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах сильнее представлены крупные сети, в то время как в восточной части России и на Урале более развитыми являются местные ритейлеры, уточнила Оксана Копылова.

Период взрывного открытия новых магазинов закончился, федеральные сети пришли уже во многие небольшие города и населенные пункты, пояснил генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники "Позитроника" Сергей Крбашьян. "Конечно, до сих пор идут локальные ценовые войны и перераспределение объемов продаж, но в целом ситуация стабилизировалась. Стоит отметить, что федеральные сети продолжают планомерно уничтожать региональных игроков и за полтора года ситуация не изменилась", — добавил он.

У региональных игроков, действительно, сложные времена — из-за завышенных условий работать напрямую с производителями все труднее. Также существенно снизилась рентабельность бизнеса, поэтому нужно искать способы уменьшения издержек и увеличения рентабельности.

Многие предприниматели оказываются перед нелегким выбором: выйти из бизнеса, объединиться с оставшимися региональными конкурентами в борьбе против федеральной розницы или открывать франчайзинговые торговые точки под сильным брендом, позволяющим экономить на сопровождении бизнеса и получении лучших условий от поставщиков и вендоров и имеющим возможность транслировать современные технологии продаж.

Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium, напомнил, что особенно непросто сейчас малому бизнесу: пока он сохраняет позиции в сегменте магазинов шаговой доступности, однако по мере появления у сетей новых форматов и поглощения крупными игроками мелких сетевых игроков конкурировать становится все сложнее.

С этим согласен и руководитель управления развития коммерческой недвижимости ГК "Инград" Юрий Тараненко. По его словам, в крупных городах, где начались борьба с самостроем и упорядочивание хаотичной торговой застройки, данная тенденция выражена ярче. К примеру, в большинстве проектов современных жилых комплексов помещения на первых этажах изначально проектируются под магазины небольшого формата крупной торговой сети с учетом всех необходимых требований: высота потоков, зона разгрузки и прочее.

"Таким образом, застройщик закладывает 300−600 кв. м, которые редко арендуют индивидуальные предприниматели или несетевые игроки. И с течением времени есть все предпосылки, что такая тенденция все больше будет распространяться в регионах, а крупные сети, способные обеспечить высокий покупательский трафик и стабильные арендные выплаты, постепенно вытеснят представителей малого и среднего бизнеса", — поделился мнением специалист.

Игроки рынка предупреждают: быстрое расширение в рамках одного региона чревато для сетей "каннибализацией", когда магазины сети начинают конкурировать сами между собой. Резкое расширение ритейлеров не только приводит к инфраструктурным ограничениям, но и сказывается на структуре региональной экономики.

Так, за последние 15 лет в Екатеринбурге произошла деиндустриализация — сокращение доли производственного сектора за счет роста торговли. Следствием этого процесса явилось падение доходов населения, напомнили в АКОРТ.

Аппетит крупных ритейлеров растет

В оставшиеся пять месяцев 2017 года аналитики не ждут каких-то серьезных потрясений на отечественном рынке торговой недвижимости. Скорее всего, тенденция по оптимизации в отрасли будет сохранятся, грядет укрупнение сетей за счет поглощений, а также закрытие малорентабельных магазинов.

Случаи банкротства если и будут, то среди мелких региональных игроков. Развитие ритейлеров, вероятнее всего, пойдет по пути увеличения форматов присутствия, прогнозируют специалисты.

Крупные сети начнут пробовать себя в мелком ритейле, в связи с чем ожидается (и уже наблюдается) высокий уровень спроса на помещения площадью 150−300 кв. м. Небольшие сети будут активно поглощаться крупными игроками (что уже заметно, к примеру, в сегменте дрогери), полагает Егор Остапенко.

Во второй половине года приоритеты открытия магазинов ведущими ритейлерами останутся прежними, если учесть, что руководство таких компаний в своей деятельности придерживаются прежних эффективных стратегий: Х5 не собирается останавливать агрессивное продвижение в регионы, а вот "Магнит" решил сделать акцент на рентабельности бизнеса и качестве обслуживания, придавая большее значение эффективности торговых точек, а не их количеству.

Источник: http://www.arendator.ru/articles/155823-regiony_popali_v_set_chto_tvoritsya_s_ritejlom_v_rossii/

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 4589 кв.м.
Аренда офиса 4589 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1500 кв.м.
Аренда офиса 1500 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Продажа офиса 1437 кв.м.
Продажа офиса 1437 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора