СМИ о нас

Хлеба и зрелищ, или Какими "фишками" завлекают прохожих улицы Москвы

После благоустройства количество пешеходов на московских улицах заметно увеличилось. В результате многие торговые коридоры даже сменили свой профиль. Сайт "РИА Недвижимость" представляет гид по обновленной столице: куда теперь отправляться за гастрономическими удовольствиями, куда на шопинг, а где стоит развлекаться.

И нам, и вам

Городская программа благоустройства действительно положительно повлияла на рынок стрит-ритейла: по улицам стало ходить гораздо больше людей. Так, по данным консалтинговой компании Praedium, пешеходный трафик на обновленных "торговых коридорах" в среднем вырос на 20%.

Это, в свою очередь, привело к открытию новых магазинов и ресторанов. Причем помимо традиционных "уличных" арендаторов также в последнее время в центре появляется все больше различных салонов красоты, тату-салонов, барбершопов, обращает внимание руководитель департамента стрит-ритейла Colliers International Екатерина Подлесных.

В такой ситуации на некоторых улицах увеличились арендные ставки: чем больше спрос на помещения, тем выше цены. К примеру, на 5-10% выросли ставки на Мясницкой улице, указывает эксперт. Однако выросший поток посетителей как раз и компенсирует увеличение расходов арендаторам.

На некоторых же улицах после реконструкции вообще сменился профиль: они стали ориентироваться преимущественно на пешеходов. "Стрит-ритейл в Москве развивается ровно так, как и планировал город: бизнес и фешенебельные магазины уходят из центра, зона внутри Садового кольца становится прогулочной и туристической", — обращает внимание директор департамента торговой недвижимости компании Praedium Егор Остапенко.

Гастрорай

После "переквалификации" улиц в пешеходные, в центре стало заметно больше кафе и ресторанов, причем в основном демократичных. Дело в том, что наибольшей популярностью у пешеходов пользуется именно общепит, объясняет Остапенко. Доля таких заведений на центральных улицах выросла с 25% в 2013 году до 33,5% в первом квартале 2018 года, приводит данные руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксана Копылова.

Самым ярким тому подтверждением, пожалуй, можно считать Тверскую улицу, на которую, кстати, в конце 2016 года вернулись липы.

По данным Colliers International, в 2012 году доля общепита в стрит ритейле Тверской составляла 19%, сейчас — 28%. И вообще, на главной столичной улице за несколько лет преобразований практически полностью поменялся состав арендаторов: вместо банков, магазинов с мехами и бриллиантами, люксовых ресторанов теперь тут недорогие кафе и магазины вроде H&M и "Ашана".

Еще один хороший пример общей тенденции — Никольская улица, ставшая за последние два года практически полностью "ресторанной". "Премиальность этой зоны постепенно размывается за счет демократичных концепций. И одна из лучших иллюстраций этого процесса — открытие в начале года фуд-холла "Вокруг Света" от Novikov Group & WRF в "Никольской Плазе". Сейчас на Никольской улице концепции всех ценовых уровней и форматов находятся в тесном соседстве: бургерная #Farш и премиальный Laduree, Baccarat Cristal Room и Subway, Wine & Crab и Beverly Hills Diner", — рассказывает Копылова.

В топ-10 улиц Москвы с наибольшей долей кафе и ресторанов по итогам первого квартала 2018 года, по данным JLL, вошли: Камергерский переулок, улицы Маросейка и Покровка, Патриаршие пруды (центральная часть Патриарших прудов, ограниченная Ермолаевским, Малым Патриаршим и Спиридоньевским переулками, а также Малой Бронной до пересечения со Спиридоньевским), улицы Пятницкая, Б. Дмитровка, Мясницкая, Кузнецкий Мост, Никольская и Новый Арбат.

Каждая из "ресторанных улиц" имеет свою специфику, отмечает эксперт. Например, на Маросейке и Покровке находятся модные и при этом довольно демократичные заведения, к примеру I Like Wine, Beer & Brut, Scrocchiarellа, Pinsa Maestrello, которые отличают оригинальные концепции.

Еще одно популярное среди гурманов место — Патриаршие пруды. Именно здесь находятся самые модные, в том числе дорогие авторские рестораны. "При этом концепции постоянно обновляются. Среди наиболее известных проектов — такие бары и рестораны, как Grand Cru, Bar Klava, Gilda, Maritozzo, Uilliam`s, "Рыбный базар", AQ Chicken, Saxon+Parole", — говорит Копылова.

В числе отдельных интересных заведений, которые, кстати, заняли ранее долгое время пустующие "уличные" помещения, Подлесных называет кондитерскую Ladurée на Никольской, "Пирог Мясника" холдинга Ginza Project и Steak It Easy холдинга RESTart на Новом Арбате.

Идем развлекаться

Самая большая доля развлекательных досугов — музеи, театры, студии йоги, библиотеки, которые теперь "осовремениваются" и превращаются в своеобразные коммуникационные центры, — зафиксирована на улицах Новый Арбат и Арбат, на Садовом кольце, а также на Маросейке и Мясницкой, указывает Копылова.

Отдельно стоит выделить "тусовочные" заведения. Много ночных клубов и баров расположено на Красном Октябре, но сегодня, по словам экспертов, это уже не самый популярный формат у молодежи.

"Среди современных центров "ночной жизни" Москвы выделяется район Китай-города: Солянка, Варварка, Хохловский переулок, а также примыкающие к нему улицы Маросейка, Покровка, Яузский и Покровский бульвары. Здесь сосредоточены модные заведения: крафт-бары, клубы, бургерные. Заметна и Мясницкая улица, где развивается ресторанный ритейл демократичного формата благодаря расположенному здесь корпусу ВШЭ", — рассуждает Остапенко.

Fashion-коридоры

Хотя среди пешеходов особую популярность имеют рестораны и кафе, это не значит, что fashion-оазисы, то есть магазины одежды, обуви, аксессуаров, совсем покидают стрит-ритейл. "На отдельных улицах, где fashion-ритейлеры доминируют или находятся на втором месте в структуре арендаторов, наоборот, отмечается рост и стабилизация их количества", — отмечает Копылова. Наиболее яркими примерами тренда, по ее словам, являются Столешников переулок и улица Петровка, где присутствие fashion-брендов за последние два года увеличилось.

У JLL в топ-10 улиц Москвы с наибольшей долей fashion-ритейлеров по итогам первого квартала 2018 года вошли: Третьяковский проезд, Столешников переулок, улицы Петровка, Большая Дмитровка, Кузнецкий Мост, Тверская, Патриаршие, а также улицы Никольская, Маросейка и Пятницкая.

Столешников переулок и Петровка — улицы с преобладанием люксовых бутиков аксессуаров, одежды и обуви, которые, правда, за прошедший год не избежали общей тенденции к демократизации, говорит Подлесных. Например, на Кузнецком мосту, где доля fashion с 13% в 2012 году увеличилась до 45% в этом году, по данным Colliers International, открылись флагманские магазины крупных, международных брендов, таких как Adidas Originals, Nike, Massimo Dutti, Kiko Milano.

Сувениры и подарки

Больше всего сувениров, конечно, на главной туристической улице Москвы — на старом Арбате. Также в JLL отметили рост числа таких арендаторов на Никольской и Тверской улицах.

"Эти улицы привлекают данных операторов благодаря близости к основным достопримечательностям столицы", — поясняет Копылова.

Кроме этого, высокая доля магазинов сувениров и подарков по итогам первого квартала 2018 года отмечается JLL в Камергерском переулке, на Новом Арбате, Кузнецком Мосту, 1-ой Тверской-Ямской, Мясницкой и на Патриарших прудах.

Особые интересы

Отдельно стоит выделить такие ритейл-зоны как дизайн-завод "Флакон", "Арма", "Винзавод", "Артплэй". "Традиционно раньше их не выделяли в торговые кластеры, но в последние годы они сформировали свой уникальный профиль. Это, прежде всего, места торговли авторскими товарами с уникальным дизайном — от сантехники до одежды, а также модным стрит-фудом", — говорит Остапенко.

Источник: https://realty.ria.ru/guide/20180517/1520754211.html

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 1500 кв.м.
Аренда офиса 1500 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 4589 кв.м.
Аренда офиса 4589 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1373,2 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента