СМИ о нас

Спасибо за покупку

Заявление Amazon о запуске в США первого магазина безкассового обслуживания, по мнению некоторых игроков, открыло новую эру в мировом ритейле. Однако, к внедрению аналогичных проектов на российском рынке эксперты относятся пока весьма сдержанно.

Напомним, что онлайн-ритейлер Amazon заявил об открытии в 2017 году в США первого магазина безкассового обслуживания, который будет работать на специальной веб-технологии. Для того, чтобы попасть на территорию магазина, покупателям нужно будет загрузить приложение, затем при входе приложить телефон к турникету. За пополнением корзины будет следить система датчиков, а покупки будут оплачиваться с помощью банковской карты, привязанной к телефону.

По словам Егора Остапенко, директора департамента торговой недвижимости компании Praedium, если бета-тестирование проекта пройдет удачно, такая схема работы могла бы удачно функционировать в рамках крупных БЦ, где есть магазины, столовые и мини-маркеты. «Фактически можно было бы обеспечить сотрудников компаний-арендаторов магнитными мультикартами или специальным приложением для смартфона, которые можно было бы использовать для всех операций в рамках БЦ, и одновременно для доступа на этажи, - убеждён г-н Остапенко. - Но пока все упирается не только в стоимость технологии, но и в возможность кооперации различных структур в рамках одного объекта».

Если по итогам тестов технология покажет себя успешно, то первыми на вооружение ее возьмут магазины техники и электроники, а так же парфюмерии и косметики, считают собеседники CRERetail. Сложнее всего внедрение такой технологии будет происходить в fashion-ритейле, а также в сегменте FMCG: при покупке одежды по-прежнему большую роль играет работа консультантов, а в случае с FMCG достаточно проблематично для системы будет отслеживать товары, которые берут покупатели (особенно у нас, в России). Хотя возможный запуск проекта начнётся традиционно с Москвы, Петербурга и городов-миллионников, даже там ещё слишком высок процент клиентов, у которых вообще нет смартфонов, напоминает Анна Панюкова, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL. «В Москве же, на мой взгляд, самые передовые ТЦ захотят получить такого арендатора, - считает г-жа Панюкова. - Первый магазин, открывшийся в тестовом режиме недалеко от штаб-квартиры Amazon, имеет площадь чуть более 100 кв.м , поэтому это точно будет имиджевый арендатор - с ним арендодатель больше выиграет и ничем не рискует».

Кроме того, по словам Егора Остапенко, с безкассовыми концепциями можно делать ставку и на сети премиум-сегмента: они достаточно активно откликаются на новинки и готовы пробовать разные технологии на практике (к примеру, «Азбука вкуса» уже в 2016 году опробовала сразу несколько форматов работы своих магазинов). «Концепция очень интересна в порядке эксперимента, - соглашается Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). – Однако, нельзя забывать о величине среднего чека: если стоимость покупки, условно составляет 300-400 рублей, то делать вложения в подобные технологии, разумеется, смешно. А если стоимость покупки будет порядка $30-40, то вполне оправдано вкладывать средства, инвестировать их в создание такой системы. Кроме того, всё определяется покупательским спросом, а в России пока идет падение покупательского спроса и надежд на то, что в ближайшие год, два, три покупательская способность в России сравняется с США — нереально». Помимо этого, пионерам ноу-хау нельзя забывать и о проблеме хищений, считает г-н Оськин. «По мере того, как растут наши технологии, включая совершенствование контроля, те, кто совершает хищения, тоже растут вместе с прогрессом, - продолжает эксперт. - И в данном случае все эти электронные системы достаточно легко обмануть путем соответствующих мер и программных «заточек» в девайсах воров – в итоге необходимо подготовить адекватную систему безопасности. Для России проблема безопасности остаётся одной из важнейших задач, соглашается Егор Остапенко. «Именно этим обусловлены большие, иногда и раздутые службы охраны, - напоминает г-н Остапенко. - Совсем отказаться от них у магазинов вряд ли получится, пока что это просто непредставимо: свободный доступ в торговый объект по коду или приложению - крайне маловероятный вариант; в стрит-ритейле – другое дело, обеспечить видеонаблюдением и физической охраной отдельный магазин вполне реально».

Практически все эксперты напомнили, что предшественники безкассового магазина – кассы самообслуживания – до сих пор не до конца прижились в России. «Хотя прошло уже более четырех лет, рядом с такими кассами по-прежнему вынуждены дежурить по 1-2 операциониста, а покупка алкоголя или сигарет возможна только у кассира (это приводит к большим очередям у терминалов), - делится Егор Остапенко. – Кроме того, учитывая особенности наших покупателей, кассиры вынуждены дополнительно контролировать покупку продуктов, которые необходимо взвешивать. Тяжело дается новая технология и пожилым людям. По всем этим причинам, о массовом развитии технологии говорить пока преждевременно, но как ноу-хау некоторых особенно продвинутых ритейлеров мы сможем увидеть ее в перспективе 3-5 лет».

В свою очередь, в компании City&Malls PFM напоминают, что в гипермаркете «Глобус» в Одинцовском районе Московской области уже запущена система самостоятельного сканирования товаров Scan&Go. Покупатель получает карту со штрих-кодом и сканирует ее на стойке выдачи переносных сканеров. Затем, передвигаясь по торговому залу со сканером, он совершает покупки, сканируя штрих-коды товаров. После этого остается оплатить товар в специальной зоне. Однако, учитывая, что пока даже в Москве не везде присутствует даже система бесконтактной оплаты paypass, а у покупателей сохраняется недоверие к он-лайн банковским операциям, проект вряд ли завоюет рынки в ближайшее время. Кроме того, вряд ли данная форма шопинга будет возможна при покупке товаров по индивидуальному заказу. В City&Malls PFM полагают, что не применима технология и для мебельных магазинов и концепций дизайна и интерьера: выбор обивочных тканей, фурнитуры, определение размеров кухонной мебели или смешивание красок для получения конкретного оттенка зачастую требует взаимодействия покупателя и консультанта / продавца, а также дополнительного времени на производство готового товара.

Более оптимистичны в компании VFCIS: успех Apple Pay показал, что смежные технологии «будут развиваться семимильными шагами», и клиенты с удовольствием «подсаживаются» на любые приложения для смартфонов – от поездок на аэроэкспрессе до покупки чашки кофе. Кроме того, в JLL уверены, что ноу-хау позволит существенно сократить затраты на персонал, а потребитель в таком формате, напротив, будет тратить больше: если верить статистике, охотнее всего покупатель расстается именно с безналичными средствами.

Иван Майоров

Источник: http://www.arpp.ru/mneniya-ekspertov-intervyu/281844-spasibo-za-pokupku.html

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 1373,2 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 1574 кв.м
Аренда офиса 1574 кв.м
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1500 кв.м.
Аренда офиса 1500 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента