СМИ о нас

Арт-пространства на месте заводов: где и что увидеть, а также чему научиться

Изначально как на Западе, так и в России культурные пространства на месте заводов стали появляться не от хорошей жизни - никто ведь не планировал построить завод и, следуя моде, сдать его в аренду художественной мастерской или архитектурному бюро. Как отмечает директор по развитию компании Welhome Андрей Хитров, культурные пространства стали появляться на месте заводов по практическим соображениям: "Почти все старые заводы Москвы находятся в пределах ТТК, в непосредственной близости от крупных инфраструктурных объектов и артерий города, что делает их удобными для расположения в них деловых коммерческих и культурных объектов". Нельзя забывать также, что на момент появления на территории заводов первых культурных пространств, производство стало выводиться из Москвы. Шарм освобождающимся помещениям придавала их индустриальная и, можно сказать, историческая принадлежность.

Сегодня, как отмечает генеральный директор компании BVH Илья Утин, строительство на местах бывших заводов набирает обороты. Уже сейчас существует около 500 действующих культурных центров. Именно они становятся главным культурным пространством столицы. Ежегодно туристы и жители Москвы проявляют огромный интерес к музеям, выставочным центрам, концертным площадкам, расположенным на территориях бывших заводов. Только за прошедший год в среднем насчитывается около 60 млн посетителей. Однако, несмотря на популярность, московские арт-пространства только формируются. По словам директора по продажам группы компаний INSIGMA Александры Голубевой, креативные площадки формируются в городе на протяжении десятилетий и при успешной синергии инициатив трех сторон: городских властей, художников и бизнеса. Несмотря на то, что процесс формирования стартовал в Москве в 2000-х годах, Первопрестольной есть, что предъявить культурной публике.

Пожалуй, одним из первых арт-пространств на месте коптящих труб можно считать "Красный Октябрь". Это одно из самых модных мест столицы. Оно возникло на территории шоколадной фабрики с одноименным названием. Сегодня здесь располагаются дорогие ночные клубы, рестораны, выставочные залы, художественные галереи, дизайн-студии, шоу-румы и офисы. В экстерьерах и интерьерах "Красного Октября" постоянно снимают видеоклипы, рекламу, организуют закрытые светские мероприятия. Реализуется Международный некоммерческий образовательный проект "Стрелка", где бесплатно могут пройти обучение по урбанистике, архитектуре, дизайну и медиа все, чей возраст от 25 до 35 лет и кто имеет высшее образование, а также знает английский.

"Формирование культурных пространств в Москве - процесс незавершенный, - считает заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium Нелля Имаметдинова. - По-прежнему на территории некоторых существующих арт-кварталов продолжаются работы по реконструкции, открываются новые корпуса и пространства для креатива. И следует сказать, что для такого города, как Москва, культурных пространств никогда не бывает в избытке. Дело в том, что все объекты такого плана сосредоточены в центре города (несколько из них - в Басманном районе), и это существенно влияет на характер их посещаемости. К примеру, если бы на месте промзон за Третьим кольцом тоже активно создавались культурные кластеры, и на окраинах города появлялись собственные районные культурные кластеры, городской досуг мог бы измениться в лучшую сторону".

Вопрос достаточности арт-пространств на месте бывших заводов заставил экспертов разделиться. "Дефицит арт-пространств в Москве очевиден, - говорит Роман Аблаев, генеральный директор "Хайтек Девелопмент". - Например, на Западе таких арт-пространств гораздо больше, чем в Москве". Эксперт уверен, что многие галеристы Москвы ждут такие пространства, чтобы заселить их своими проектами.

С Неллей Имаметдиновой и Романом Аблаевым не вполне согласны другие эксперты. По мнению Андрея Хитрова, в Москве не существует дефицита культурных пространств, основанных на бывших заводских территориях. И косвенным доказательством этому является заморозка реорганизации бывшего завода "Кристалл", площади которого частично планировалось отдать под культурные пространства. А Наталья Круглова отмечает, что подобные проекты - очень симпатичные, трендовые, "западные" по духу, но они требуют от целевой аудитории не только причастности к тем же ценностям, но и платежеспособности. А с последним могут возникнуть в ближайшее время проблемы.

Подробнее в источнике: http://www.pro-n.ru/articles/772.html

Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 4589 кв.м.
Аренда офиса 4589 кв.м.
Нармин Давудова

Заместитель директора

Аренда офиса 1500 кв.м.
Аренда офиса 1500 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 980 кв.м.
Аренда офиса 980 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента