СМИ о нас

Александр Ошурко: «Офисный сегмент первым чувствует на себе все «прелести» изменения экономической ситуации»

- Александр, расскажите, пожалуйста, об изменениях в офисном сегменте. Как отразились последние экномико-политические события на текущих проектах и ближайших планах девелоперов?

- Отразились очень даже существенно. Мы отмечаем по итогам 2015 г. и в первом квартале текущего года, что активность девелоперов в развитии новых офисных проектов существенно снизилась. Большую часть проектов девелоперы стараются перепрофилировать в иное назначение, например, в офисно-торговый комплекс или апартаменты, гостиницы. В связи с тем, что вакансия на офисном рынке в целом достигла уже 30%, строить офисы в ближайшие пару лет совершенно нецелесообразно, т.к. достаточно сложно будет сдать их в аренду и получить запланированный денежный поток. Конкуренция на рынке в офисных объектах достаточно высокая, ставки продолжают снижаться, и мы считаем, что так будет происходить на протяжении всего этого года. Возможно, в следующем году наступит некая стабилизация, и дисконт на уровне 20% будет тем уровнем, на который нужно ориентироваться девелоперам при развитии своих новых офисных проектов через 2-3 года. Соответственно структура спроса сильно не поменялась: большая часть клиентов на рынке арендаторов предпочитает ориентироваться на класс B. Мы видим достаточно серьезное движение со стороны арендаторов, направленное в центр, т.к. ставки здесь в целом по рынку серьезно упали, и для арендаторов, которые в свое время вынуждены были сидеть удаленно, появилась хорошая возможность получить офис ближе к центру как минимум за те же деньги, за которые они арендуют сейчас, на старом месте (или даже за меньшие).

- Насколько офисный сегмент чувствителен к кризису по сравнению с остальными?  

- На наш взгляд, офисный сегмент первым чувствует на себе все «прелести» изменения экономической ситуации. Как правило, снижение деловой активности заставляет арендаторов сокращать занимаемые площади, переезжать в менее дорогостоящие объекты и другими способами оптимизировать свою расходную составляющую.  Поэтому, как правило, во время кризиса ставки на офисную аренду существенно падают в первый же год и в дальнейшем уже снижаются гораздо более медленными темпами. Во 2-й – 3-й годы кризиса, как правило, торговый и складской сегменты гораздо чувствительнее к ситуации, чем офисный, потому что в торговом и складском сегментах длинные договоры не позволяют арендаторам значительно уменьшить свою арендную нагрузку. Но через 2-3 года включаются опции досрочного расторжения или сокращения площадей, чем арендаторы пользуются, и это влияет на вакансию в торговом и индустриальном сегментах. Пока динамика направлена вниз.

- Каким современным проектам, на ваш взгляд, будет легче пережить этот нестабильный период?

- На самом деле здесь формула универсальна: хорошо расположенные качественные объекты всегда будут более востребованы, чем иные. Можно даже сказать, что некоторые удаленные объекты в период подъема заполнялись исключительно благодаря тому, что у качественных объектов была нулевая вакансия и они стоили достаточно дорого, и арендаторы были вынуждены искать менее затратные варианты. В кризис действует ровно то же самое. Когда вакансия на офисном рынке достигла 30%, как правило, спрос у арендаторов возникает именно на качественные хорошо расположенные объекты с гибкой системой позиционирования коммерческих условий. Те арендодатели, у которых грамотный рыночный подход, уже давно поняли, что на период кризиса лучше зафиксировать свои отношения с арендатором, пусть даже не на том уровне ставок, на который они рассчитывали и хотели бы изначально получать. Но при этом они не несут затрат на пустующее помещения – как правило, такие объекты заполняются и в них кипит жизнь. Те же объекты, собственники которых испытывают определенную «инерцию мышления», имеют, как правило, высокую вакансию, заполняются медленно, их владельцы несут «бремя затрат». Но и эти собственники начинают потихоньку двигаться в сторону рынка, становясь более гибкими.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных сделках прошедшего квартала.

- Наверно, одной из таких была аренда компанией ОСК большого объема офисных площадей в БЦ «Легион», который принадлежит «Норильскому никелю», - это самая крупная сделка в классе Aза первый квартал (почти 7 000 кв. м). Есть еще ряд сделок, которые рынку были интересны. В основном это были переговоры текущих арендаторов со своими арендодателями. Из новых сделок можно было бы отметить аренду компанией UrbanGroupбизнес-центра на Якиманке, компанией ИНТРЭК здания международного торгового центра на Краснопресненской набережной.         

Источник: http://www.cre.ru/rus/interviews/39239


Предыдущая Вернуться в раздел

Портфолио сделок

Аренда офиса 2456 кв.м.
Аренда офиса 2456 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 980 кв.м.
Аренда офиса 980 кв.м.
Роман Щербак

Директор департамента

Аренда офиса 394,3 кв.м.
Аренда офиса 394,3 кв.м.
Алёна Массальская

Консультант